Обычная версия сайта

Петербургский Горэлектротранс поздравляет своих «родственников» по профессии с Днём железнодорожника!

31 июля 2015

В первое воскресенье августа в России отмечается День железнодорожника. В этом году праздничная дата выпала на 2 августа. В этот день своих коллег поздравят и работники петербургского Горэлектротранса,  знакомые с рельсовым транспортом не понаслышке.

 

В работе железной дороги и наземного городского электрического транспорта много общего – гораздо больше, чем может показаться на первый неискушённый взгляд.  Ведь даже слово «трамвай» в названии организаций, распоряжавшихся городским рельсовым транспортом, появилось далеко не сразу. С момента открытия трамвайного движения в Петербурге в 1907 году предприятие носило название «Управление городских железных дорог»,  и лишь в 1931 году оно было реорганизовано  в Ленинградский коммунальный трест «Лентрамвай».

 

Кроме того, за исключением специалистов мало кому знаком такой любопытный факт, что трамвай теоретически вполне может передвигаться по рельсам железной дороги и наоборот, поскольку ширина колеи и там и здесь почти одинакова в подавляющем большинстве городов  России.   Исключение составляют лишь три российских города - Ростов-на-Дону, где исторически используется так называемая «европейская» трамвайная колея шириной 1435 мм, а также Калининград и Пятигорск, где трамвайная колея ещё более узкая – 1000 мм.

 

Такая унификация при организации трамвайного и железнодорожного движения не в последнюю очередь была вызвана необходимостью перевозок грузов в пределах города. Доступность трамвайных  путей для железнодорожных составов оказалась неоценимой во время Великой Отечественной войны, когда в блокадном Ленинграде встали трамваи. В это время военные и гражданские грузы по рельсам на улицах осаждённого города перевозили небольшие паровозы. Аналогичным образом товарные поезда перевозили в Ленинграде грузы с вокзала на вокзал во время советско-финской войны. Небольшие двухосные железнодорожные вагоны проходили по трамвайным рельсам без труда.  Современный вагон имеет уже четыре оси. В теории он и сейчас способен передвигаться по трамвайным рельсам, однако из-за различных требований к колёсам железнодорожный состав не всегда и не везде сможет преодолеть повороты трамвайных путей – так называемые кривые малого радиуса.

 

Кстати, «родственные связи» железной дороги, трамвая и метрополитена наглядно иллюстрирует организация трамвайного движения в Волгограде. Часть маршрутов проходит в этом городе под  землёй, а посадка и высадка пассажиров осуществляется на станциях, внешне не отличающихся от станций метрополитена. В своё время эти станции возводились как раз с «прицелом» на появление в Волгограде метро, которое, как известно, строилось в СССР в городах с населением свыше миллиона человек.  И если метрополитен действительно появится в этом городе-герое, то место трамвайных вагонов на этих путях займут вагоны метро.

 

Учитывая столь высокую степень «родства» между железнодорожной отраслью и городским наземным электрическим транспортом, неудивительно, что в петербургском Горэлектротрансе трудятся специалисты, в разное время пришедшие на предприятие с железной дороги. Так, 25 июля поздравления с 60-летним юбилеем принимал главный инженер Службы пути СПб ГУП «Горэлектротранс» Александр Николаевич Баринов. Окончив Ленинградский ордена Ленина институт инженеров железнодорожного транспорта им. академика В.К. Образцова,  Александр Баринов работал формовщиком на Уралвагонзаводе им. Дзержинского; слесарем в вагонном депо станции Ленинград-Сортировочный-Московский; инженером-технологом, старшим инженером, главным инженером вагонного депо Тумской городской железной дороги. Приобретённые на железной дороге знания и навыки помогли Александру Баринову на новом месте работы  - в Трамвайно-троллейбусном управлении Ленгорисполкома, куда он пришел в  1981 году.

 

«Между этими  отраслями, железной дорогой и наземным  городским электротранспортом очень много общего – начиная от трамвайных путей, заканчивая  одной из главных задач: перевозкой пассажиров, - говорит Александр Николаевич Баринов. - А раньше общего было ещё больше – трамвай, как и железная дорога, обеспечивал ещё и грузовые перевозки. Сейчас не все знают, что в Ленинграде существовал даже грузовой трамвайный парк имени Красуцкого. Вагоны   перевозили на крупные заводы металл, кабель, доставляли уголь в котельные. Так что профессии железнодорожников и трамвайщиков – в какой-то степени родственные!»

 

Сергей Вячеславович Нечаев в 1990 году окончил Ленинградский техникум железнодорожного транспорта, после чего пришёл на железную  дорогу – помощником машиниста, затем машинистом. Спустя 22 года уволился – перестал устраивать график работы. Учитывая «родственность» сфер,   решил попробовать себя в качестве вагоновожатого, и пришёл в Учебно-курсовой комбинат Горэлектротранса. Сейчас Сергей Нечаев – водитель 3 разряда в трамвайном парке №8. Признаётся, что водить трамвай даже сложнее, чем железнодорожный состав. «До работы на трамвае я не замечал, как много в Петербурге недисциплинированных автомобилистов, да и пешеходов тоже. На железной дороге водители по путям, как правило, всё же не ездят и поезда не подрезают.  А вообще в работе машиниста и вагоновожатого есть много общего. И при учёбе в УКК навыки, полученные за годы работы на железной дороге, мне, безусловно, пригодились».

 

Помимо специалистов со стажем, в петербургском Горэлектротрансе работают и молодые работники, планировавшие связать свою трудовую деятельность с железной дорогой, но в итоге выбравшие городской наземный электротранспорт. Например, в  Троллейбусном парке № 1 трудится слесарь по ремонту подвижного состава Павел Осипов.  25 июля 2015 года он получил диплом Санкт-Петербургского техникума железнодорожного транспорта. Однако свою профессию Павел связал именно с наземным городским электрическим транспортом. У будущего специалиста был выбор – пройти производственную практику на железной дороге, или в троллейбусном  парке. Как и многие его сокурсники, Павел выбрал петербургский  Горэлектротранс, поскольку период практики на предприятии с июля по ноябрь оплачивался. Познакомившись за эти месяцы с коллективом и особенностями производства, Павел Осипов решил после окончания техникума вернуться в Троллейбусный парк № 1. «Коллеги меня вспомнили, приняли хорошо!  - рассказывает Павел. - Несмотря на то, что специфика работы по моей специальности на железной дороге и на городском электротранспорте несколько отличается, но полученных базовых знаний оказалось вполне достаточно, к тому же хорошо помогла практика. Да и сама работа интересная!»

 

Петербургский Горэлектротранс поздравляет своих коллег-железнодорожников с профессиональным праздником, и желает им успехов в труде!

Предыдущая новость
Следующая новость