В Санкт-Петербурге возрождаются традиции трамваестроения. С 2018 года инновационные трамваи собирают на Невском заводе электрического транспорта, который заработал в нашем городе в мае и сразу взял динамичный темп. По официальным данным, за первые два месяца на новой площадке собрали 40 вагонов. После банкротства ПТМЗ это самая большая партия трамваев, выпущенная в Петербурге за последние 5 лет. Примечательно, что современные трамвайные вагоны, на неделе поступившие в Горэлектротранс, собраны тоже в нашем городе, который носил статус Трамвайной столицы мира и исторически имел своё трамвайно-троллейбусное производство.
Петербург по праву считают колыбелью трамвайного движения в России. Именно здесь в 1880 году изобретатель трамвая Фёдор Аполлонович Пироцкий впервые в мире двинул с места вагон конки «электрической силою». Несмотря на то, что открывали трамвайное движение в 1907 году английские трамваи «Brush», собственное трамвайное производство заработало в Петербурге уже с начала XX века. Прицепные вагоны строил Путиловский завод – впоследствии «Красный путиловец», Кировский завод. С их стапелей сошли первые вагоны с металлическим каркасом МС. Санкт-Петербургский вагоностроительный (в советское время – завод им. Егорова) строил вагоны МВ для второй очереди петербургского трамвая. Также строительство велось и непосредственно на площадках предприятия – так, трамвайный парк им. Коняшина (нынешний Трамвайный парк №1) производил открытые прицепные вагоны типа ПШ, в Центральных вагоноремонтных мастерских трампарка им. Леонова были собраны первые «Американки».
С 1934 года основное производство трамваев располагалось на заводе на Литовской улице, который в разные годы назывался Вагоноремонтным заводом (ВАРЗ), Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ), Петербургским трамвайно-механическим заводом (ПТМЗ). Отсюда вышли все модели трамваев, которые работали на улицах Ленинграда – Петербурга вплоть до 2013 года (за исключением усть-катавских вагонов КТМ). После банкротства в 2013 году ПТМЗ парк подвижного состава Горэлектротранса всё же пополнили несколько вагонов петербургского производства: на Октябрьском электровагоноремонтном заводе были построены 4 вагона новой модели 71-301. Здесь же в 2014 и 2016 гг. модернизированы 16 вагонов ЛМ-68М, которые успешно использовались для обслуживания Васильевского острова на период закрытия Тучкова моста. Сейчас их можно встретить в разных районах города.
С мая 2018 года трамваи строят на Невском заводе электрического транспорта. Среди продукции: привычные петербуржцам трёхсекционные трамваи «Витязь-М». Первые два трамвая такой модели, собранные в Петербурге, с лета работают на самом популярном маршруте № 100. До конца года к ним присоединятся ещё 5 вагонов.
Что касается троллейбусного производства, с 1948 года оно располагается на Минеральной улице – сейчас здесь находится Производственное депо Службы подвижного состава. Завод не только ремонтировал, но и строил новые троллейбусы, в частности, изготавливал троллейкары, троллейбусные поезда на базе машин ЗиУ-9. А в 1999 году здесь был построен первый опытный образец нового троллейбуса ПТЗ-5283. Руководил его созданием Владислав Пошакинский - ведущий инженер-конструктор конструкторской группы СПС. Сконструированные им троллейбусы до сих пор служат Петербургу, в том числе и самая первая машина.