Обычная версия сайта

Трамвайное производство в Санкт-Петербурге: новый рубеж

16 ноября 2018

В Санкт-Петербурге возрождаются традиции трамваестроения. С 2018 года инновационные трамваи собирают на Невском заводе электрического транспорта, который заработал в нашем городе в мае и сразу взял динамичный темп. По официальным данным, за первые два месяца на новой площадке собрали 40 вагонов. После банкротства ПТМЗ это самая большая партия трамваев, выпущенная в Петербурге за последние 5 лет. Примечательно, что современные трамвайные вагоны, на неделе поступившие в Горэлектротранс, собраны тоже в нашем городе, который носил статус Трамвайной столицы мира и исторически имел своё трамвайно-троллейбусное производство.

 

Петербург по праву считают колыбелью трамвайного движения в России. Именно здесь в 1880 году изобретатель трамвая Фёдор Аполлонович Пироцкий  впервые в мире двинул с места вагон конки «электрической  силою». Несмотря на то, что открывали  трамвайное движение в 1907 году английские трамваи «Brush», собственное трамвайное производство заработало в Петербурге уже с начала XX века. Прицепные  вагоны  строил Путиловский завод – впоследствии «Красный  путиловец», Кировский завод. С их стапелей сошли первые вагоны с металлическим каркасом МС. Санкт-Петербургский вагоностроительный (в советское время –  завод  им.  Егорова) строил вагоны МВ для второй очереди петербургского трамвая. Также строительство велось и непосредственно на площадках предприятия – так, трамвайный парк им. Коняшина (нынешний Трамвайный парк №1) производил открытые прицепные вагоны типа ПШ, в Центральных вагоноремонтных мастерских трампарка им. Леонова были собраны первые  «Американки».

 

С 1934 года основное производство трамваев располагалось на заводе на  Литовской  улице, который в разные годы назывался Вагоноремонтным заводом (ВАРЗ),  Ленинградским заводом по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ),  Петербургским трамвайно-механическим заводом (ПТМЗ). Отсюда вышли все модели  трамваев, которые работали на улицах Ленинграда – Петербурга вплоть до 2013 года (за исключением усть-катавских вагонов КТМ). После банкротства в 2013 году ПТМЗ парк  подвижного состава Горэлектротранса всё же пополнили несколько вагонов  петербургского производства: на Октябрьском электровагоноремонтном заводе были построены 4 вагона новой модели 71-301. Здесь же в 2014 и 2016 гг. модернизированы 16 вагонов ЛМ-68М, которые успешно использовались для обслуживания Васильевского острова на период закрытия Тучкова  моста. Сейчас их можно встретить в разных районах города.

 

С мая 2018 года трамваи строят на Невском заводе электрического транспорта. Среди продукции: привычные петербуржцам трёхсекционные трамваи «Витязь-М». Первые два трамвая такой модели, собранные в Петербурге,  с лета работают на самом популярном маршруте № 100. До конца года к ним присоединятся ещё 5 вагонов.

 

Что касается троллейбусного производства,  с 1948 года оно располагается на Минеральной улице – сейчас здесь находится Производственное депо Службы подвижного состава.  Завод не только ремонтировал, но и строил новые троллейбусы, в частности, изготавливал троллейкары, троллейбусные поезда на базе машин ЗиУ-9. А в 1999 году здесь был построен первый опытный образец нового троллейбуса ПТЗ-5283. Руководил его созданием Владислав Пошакинский - ведущий инженер-конструктор конструкторской группы СПС. Сконструированные им троллейбусы до сих пор служат Петербургу, в том числе и самая первая машина.

Предыдущая новость
Следующая новость