Обычная версия сайта

Добрый «Слон». К 70-летию трамвая ЛМ-49

14 июня 2019

Один из самых колоритных и любимых в нашем городе трамваев – ЛМ-49, или, как его прозвали ленинградцы, «Слон», отмечает юбилей. Вагон, получивший своё название за внушительный вес, характерную окраску и округлые формы, вышел на улицы 70 лет назад – в середине июня 1949 года.


Предшественником вагона ЛМ-49 был трамвай ЛМ-47, разработанный и построенный на Вагоноремонтном заводе всего двумя годами ранее. В отличие от четырёхосных вагонов образца 1933 года при его постройке был впервые применён металлический кузов, что явилось принципиально новым и важным техническим решением. Кстати, строились эти вагоны на базе стальных рам от «Американок», повреждённых во время войны. ЛМ-47 стал для своих дней последним словом отечественной трамвайной техники. Однако этот трамвай обладал и рядом недостатков, главными из которых были тяжесть и тихоходность.

 

«Пока ленинградцы знакомились с первыми цельнометаллическими вагонами, критически, по-хозяйски делились друг с другом своими впечатлениями, замечаниями о тех или иных деталях вагонов, на Чугунной, 2, в конструкторском бюро завода уже зарождались новые планы, новые проекты создания трамвайного пассажирского транспорта еще более высокой технической культуры, еще более совершенного», - писала газета «Ленинградский трамвай» 1-го мая 1949 г.  

 

Своим внешним обликом вагон ЛМ-49 почти повторил своего предшественника. Он имел примерно ту же обтекаемую форму, отделку и даже окраску. Аналогичным осталось и внутреннее оборудование - электроосвещение, большинство агрегатов, диваны для пассажиров. Правда, сначала диваны были деревянными, и лишь в процессе капитального ремонта вагонов, уже в 60-х годах, были заменены на мягкие.

 

И всё же модель 1949 года имела ряд принципиальных отличий.  Во-первых, группе молодых конструкторов ВАРЗа, недавних выпускников ленинградских вузов, удалось успешно решить одну из самых трудных и, пожалуй, самых сложных задач: снизить вес вагона. Это стало возможным благодаря созданию конструкторами Г. Романовым, Т. Севастьяновым, А. Титковой, В. Стрижаковым, К. Катковым новой конструкции каркаса кузова. В результате при сохранении высокой прочности вагона уменьшилась потребность в металле и электроэнергии, снизилась нагрузка на трамвайные пути во время эксплуатации на линии. Одновременно повысились динамические качества вагона и скорость движения, которая могла достигать 55-ти – 60-ти километров в час. Кроме того, в отличие от самых первых вагонов 47-й серии, в новом трамвае появились кабины, отделяющие водителя от пассажиров. «В условиях всё возрастающей интенсивности уличного движения водитель получил возможность работать более спокойно, не отвлекаясь», - писал Я. Г. Годес в книге «Этот новый старый трамвай».

 

Газета «Ленинградский трамвай», № 25 (210) от 17 июня 1949 г.

 

В середине июня 1949 года первый новый поезд ЛМ-49 вышел на линию и вошёл в число действующих. Вагоноремонтный завод приступил к серийному выпуску этих трамваев. При этом конструкторы и технологи ВАРЗа разработали новую технологию строительства вагонов: ими впервые был применён плазово-шаблонный метод, поднимающий технологию на уровень современной технической культуры. Детали для вагона ЛМ-49 изготавливались по шаблонам, снятым с плаза, где увязка всех размеров сопрягающихся деталей производилась в натуре. Сборка деталей  была организована непосредственно в цехах, откуда они выходили в виде готовых секций. Секционная сборка вагона значительно сократила производственный цикл работ и намного повысила их качество.

 

К новому трамваю было приковано повышенное внимание. Новинку обсуждали и пассажиры, и профессионалы электротранспорта, и пресса того времени. Вот как описывала вагон ЛМ-49 газета «Ленинградский  трамвай» (орфография и пунктуация того времени сохранены).

 

«Пассажир, попавший в вагон, прежде всего, непременно обратит внимание на двери. Сами по себе они, конечно, не новы, но в трамвае он таких дверей еще никогда и нигде не видел. Такие раздвижные двери впервые сконструированы и поставлены на вагон у нас, в Ленинграде. Их преимущество перед ширмовыми заключается в том, что они более надёжны в эксплоатации, конструктивно более совершенны.

 

Далее: изменена конструкция окон, при этом они поставлены выше, чем на ЛМЧ (ЛМ-47. – Прим. ред.). Пассажир, едущий в трамвае стоя,  может, не нагибаясь, хорошо видеть улицу, по которой проезжает. Открывается окно сверху, что дает возможность в жаркие летние дни лучше проветривать вагон, а значит лучше, культурнее обслужить пассажиров».

 

ЛМ-49 на Невском проспекте. Фото из Архива СПб ГУП «Горэлектротранс»

 

Интересно, что уже в процессе эксплуатации «Слонов» произошёл курьёзный случай, подтверждающий их репутацию великанов. Однажды с этим трамваем при выезде из ворот Кировского завода столкнулся трейлер с новым танком. Как гласит городская легенда, в результате аварии трейлер был смят и не подлежал восстановлению, упавший танк отправился обратно на завод для ремонта, а трамвайный поезд ушёл в парк на осмотр с разбитой передней частью, но своим ходом. Этот показательный случай только укрепил мнение, что трамвай для пассажиров - самый безопасный вид транспорта.

 

Всего в Ленинграде было выпущено 289 моторных и 183 прицепных вагона образца 1949 года. Вагоны ЛМ-49 строились до 1960 года, именно в это время началась массовая жилищная застройка окраин города, куда потянулись новые трамвайные линии. Там не было ни метро, ни других видов транспорта и потребовались трамваи большей вместимости, чем один вагон. Поэтому было принято решение в 60-х годах достраивать прицепные вагоны ЛП-49, чтобы все поезда 49-й серии были двухвагонными. Ведь, будучи сцепленными в поезд, «Слоны» могли перевозить до 400 пассажиров за раз! Многие из этих трамваев были модернизированы и улучшены, и служили ленинградцам верой и правдой до 1983 года. А на закате пассажирской эксплуатации «Слоны» встречались даже в сочетании с вагонами других моделей. Такие трамвайные поезда в шутку назывались ленинградцами «Динозаврами».

 

В наши дни вагоны ЛМ-47 и ЛМ-49 можно увидеть в Музее городского электрического транспорта. При этом старинные экспонаты до сих являются активными участниками городской жизни: выезжают на различные мероприятия, участвуют в ретропарадах и выставках. Так, в сентябре 2017 года ЛМ-49 приехал на торжества в Александровском парке, посвящённые 110-летию петербургского трамвая, где, как всегда, пользовался повышенным вниманием гостей праздника.

 

 

В апреле этого года, в День витамина С, музейный ЛМ-49 отправился в необычный рейс в рамках «Смешного фестиваля». Трамвай вёз с собой мимов и клоунов, сеньоров-апельсинов, шарманщиков, даривших пассажирам весеннее настроение. Поездку-сюрприз организовали петербургский Горэлектротранс и театр «МимИГРАнты». А 25 мая «Слон» вновь порадовал петербуржцев и гостей города, приняв участие в ретропараде ко Дню рождения Петербурга и выставке старинного транспорта на Инженерной улице. Правда, в отличие от парада прошлого года, на этот раз на улицы вышел вагон ЛМ-47.

 

 

 

Добавим, что в этом году юбилей «Слона» стал источником вдохновения и для маленьких участников VI конкурса детских рисунков «Трамваи и троллейбусы в городе на Неве-2019». Тема нынешнего творческого соревнования звучит так: «Прогулка со Слоном и Американкой». Художественные работы детей станут хорошим подарком любимому петербуржцами «Слону» в год его 70-летнего юбилея.

 

Предыдущая новость
Следующая новость