В преддверии 77-й годовщины пуска блокадного трамвая 15 апреля 1942 года школьникам рассказали о роли трамвайного движения во время войны. В Президентской библиотеке с участием специалистов петербургского Горэлектротранса состоялся видеолекторий «Блокадный трамвай: в борьбе за жизнь Ленинграда». Погрузиться в тему слушателям помогла также электронная выставка исторических фотографий из Архива СПб ГУП «Горэлектротранс», развёрнутая в фойе здания Сената и Синода.
Фоторепортаж:
О довоенном состоянии трамвайного хозяйства города на Неве, переводе его на фронтовые рельсы и о блокадных буднях трамвайщиков рассказал начальник Службы технической политики - советник директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев.
Накануне войны в Ленинграде ежедневно по 42-м маршрутам курсировало до восьмисот трамвайных поездов. Маршрутная сеть насчитывала свыше 220 км, соединяя все районы города так, чтобы обеспечить большинству пассажиров поездки без пересадок. Активно развивался троллейбус, появившийся на ленинградских улицах в 1936 году. В последний мирный год на 5 маршрутов ежедневно выходило до 76 машин, услугами троллейбуса воспользовались 40 с лишним млн человек.
С началом войны, когда почти весь автомобильный транспорт города был мобилизован на фронт, на трамвайщиков была возложена перевозка воинских подразделений, снарядов, техники, трамвайные пути превратились во фронтовые магистрали. Так, с июля по декабрь 1941-го года воинским частям было подано 2 тысячи трамвайных вагонов, в них было перевезено четверть миллиона солдат и офицеров. Участвовали трамваи и в эвакуации ленинградцев, перевозке раненых, для чего были оборудованы специальные вагоны.
Из-за ограничения лимита потребления электроэнергии 8 декабря 1941-го года трамвайное и троллейбусное движение было остановлено, однако работники Трамвайно-троллейбусного управления продолжали поддерживать своё хозяйство в исправном состоянии, чтобы при первой возможности восстановить движение трамвая. 8 марта в Ленинграде открылось грузовое трамвайное движение, а 15 апреля на линию вышли пассажирские трамваи. Была разработана оптимальная маршрутная система, обеспечившая пассажирское сообщение во все районы города с одной пересадкой. Учёные подсчитали: действующий трамвай сохранял каждому ленинградцу 400 калорий в день.
В своём докладе Сергей Китаев подвёл скорбный итог: за 1941-1944 годы из Трамвайно-троллейбусного управления с формулировкой «по причине смерти» было уволено 3177 человек. Как «без вести пропавшие» - 71 человек. На рабочих местах за этот период было убито 77 работников ТТУЛ, а число раненых и контуженых составило более 274 человек. За годы блокады было зарегистрировано 1050 непосредственных попаданий снарядов и бомб в хозяйство трамвая, разрушивших полностью 69 км трамвайных путей. На контактной сети произошло 980 разрушений. Был повреждён 101 км кабельной сети. Было полностью уничтожено 153 трамвайных вагона, разбито 13 троллейбусов и 25 зданий.
Директор Музея городского электрического транспорта Кирилл Нюквист рассказал собравшимся, что петербуржцы бережно хранят память о блокадном трамвае и подвиге работников Трамвайно-троллейбусного управления. В особо значимые военные и блокадные даты - 27 января, 15 апреля, 9 мая – в музее проходят акции памяти с участием всех поколений горожан: ветеранов предприятия, школьников, учащихся Учебно-курсового комбината Горэлектротранса. На Аллее памяти Пискарёвского мемориального кладбища, где установлена стела в честь подвига ленинградских трамвайщиков, к мемориальным доскам в трамвайных парках, к памятнику Блокадному трамваю на проспекте Стачек возлагаются цветы.
Своими воспоминаниями со слушателями лектория поделился Валентин Кузьминский – житель блокадного Ленинграда, кондуктор Трамвайного парка № 1. Он рассказал, какое впечатление произвёл на него в детстве трамвай - застывший, занесённый снегом и освещаемый изнутри лучами холодного солнца. Для Валентина Григорьевича, как и для других ленинградцев, эта картина на долгих 4 месяца стала привычной частью пейзажа осаждённого города.
Личной историей своей семьи поделилась директор школы имени С.Т. Шацкого Василеостровского района Людмила Фомина, её мама уже в послевоенные годы работала вагоновожатой в Ленинграде. С темой блокадного трамвая ученики этой школы, также ставшие гостями лектория, знакомы не понаслышке: ребята регулярно принимают участие в памятных мероприятиях в Музее городского электрического транспорта.
Учащиеся школы № 543 Московского района, также уже много лет знакомые с историей Горэлектротранса, представили фрагмент музыкально-поэтической постановки «Трамвай, как хлеб, им нужен был», основанной на воспоминаниях ветеранов, блокадников, а также материалах книги начальника Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны и блокады Михаила Сороки.
Также участие в лектории приняли учащиеся школ №№ 546 и 394 Красносельского района, студенты Петровского колледжа, в режиме видео-конференц-связи к теме подключились гости и сотрудники государственной библиотеки Югры.
Добавим, что лекторий состоялся в рамках соглашения о сотрудничестве, заключённого между Горэлектротрансом и Президентской библиотекой в июле 2017 года.