Обычная версия сайта

«Американка» - легенда ленинградских магистралей

18 марта 2019

Рекордные 46 лет служил пассажирам трамвай ЛМ-33 или «Американка». Один из самых любимых и верных ленинградцам трамваев получил своё «зарубежное» прозвище благодаря истории создания модели. Разрабатывалась модель в Ленинграде, просто за основу взяли иностранный прототип. За всё время эксплуатации «Американки» прошли 530 млн километров и перевезли 4,8 миллиарда пассажиров. Вагон начала 30-х годов, вместе с ленинградцами  прошедший блокаду, был так дорог горожанам, что при завершении эксплуатации в 1979 году пассажиры вышли проводить его в прощальный рейс. Он состоялся 18 марта, ровно 40 лет назад.

 

Вагон ЛМ-33 открыл в нашем городе эру четырёхосных трамваев большой вместимости. До 1933 года в Ленинграде курсировали только небольшие двухосные вагоны, однако их вместимость уже не соответствовала возросшему уровню перевозок. Правда, на улицах города на Неве работали два «четырёхосника», построенных в Сормово, но проблему они не решали. Ленинградские транспортники работали над повышением вместительности и комфортабельности трамвая.

 

В начале 30-х годов группа советских инженеров под руководством Дмитрия Ивановича Кондратьева отправилась за рубеж с целью изучить опыт иностранных коллег для проектирования трамвая большой вместимости. Внимание специалистов привлекли четырёхосные вагоны фирмы «Peter Witt», которые эксплуатировались в США. Американским происхождением вагона и объясняется имя, данное ему ленинградцами на основе официальной аббревиатуры. Сначала трамваи получили наименование МА (моторный американского типа) и ПА (прицепной американского типа). Однако позже в целях борьбы с космополитизмом название вагона изменили на ЛМ-33 (Ленинградский моторный 1933 года разработки). Но в народе за вагоном уже прочно закрепилось понятное и простое – «Американка».

 

Интересно, что в первоначальном эскизе будущей «Американки» габариты трамвая были более внушительными: ширина вагона составляла 2,9 метра. Однако для таких трамваев пришлось бы переложить пути на 127 километрах улиц, убрать в междупутьях сотни опор контактной сети, переложить кабели и провода, перепланировать некоторые улицы и даже…построить новый трамвайный мост через Фонтанку! К тому же на всё это потребовалось бы около 15 миллионов рублей, поэтому от внешне привлекательного проекта пришлось отказаться. В итоге окончательные габариты вагона составили 15 метров в длину и 2,6 метра в ширину. Но даже такой трамвай мог перевозить почти вдвое больше пассажиров, чем его двухосный предшественник. Прежде вагоны таких размеров никогда не строились ни в СССР, ни в Европе.

 

Я.Г. Годес, «Этот старый новый трамвай». Лениздат, 1982 г.

 

Изначально производство «Американок» было организовано в Центральных вагоноремонтных мастерских на территории трамвайного парка им. Леонова на Васильевском острове (сейчас здесь располагается вторая площадка трамвайного парка №3, также часть территории занимает Музей городского электрического транспорта). А с 1934 года ЛМ-33 выходили из ворот завода на Литовской улице, который в разные годы назывался Вагоноремонтным  заводом (ВАРЗ), Ленинградским заводом по ремонту  городского  электротранспорта   (ЗРГЭТ).

 

 

Помимо завидной провозной способности  «Американки» выгодно отличались от других моделей той эпохи наличием ещё одной - центральной - двери, рядом с которой располагалось место кондуктора за специальной перегородкой высотой в 1 метр. По сложившейся в нашем городе традиции дети проезжали в трамвае бесплатно не по возрасту, а по росту: отсюда и фольклорное «метр с кепкой», рождённое в спорах родителей с кондукторами. Правда, не все знают, что у самого первого поезда было по три двери по обе стороны бортов, а не только по правую. Это объяснялось тем, что в Ленинграде не везде были оборудованы кольцевые пути, и вагоновожатый высаживал пассажиров то с одной, то с другой стороны – в зависимости от направления движения. Однако последующая эксплуатация показала, что наличие шести дверей неэффективно. Следующие два вагона тоже отличались от известной нам «Американки» - у них отсутствовала третья, задняя дверь. Но и эта планировка не прижилась, так что в памяти ленинградцев остался «канонический» образ вагона – с тремя дверьми с правой стороны.

 

 

Через среднюю дверь возле места кондуктора пассажиры попадали в вагон, сразу оплачивали проезд и занимали места, а выходили уже через переднюю или заднюю двери. Это было удобно и ускоряло посадку-высадку. Плюс специальное зонирование салона формировало культуру пользования общественным транспортом.  Пассажиры, ехавшие с багажом или на дальние расстояния, размещались на скамейках вдоль бортов, расположенных в основной части салона напротив друг друга. А в задней части располагались поперечные скамьи, пассажиры сидели на них лицом по ходу движения. В хвосте вагона имелась накопительная площадка, на которой в целях комфорта тоже были предусмотрены места для сидения.

 

 

«Американка» сохранила некоторые отличительные особенности более раннего вагона МС, например – реечный пол. Он был предназначен для того, чтобы зимой или в ненастную погоду грязь и снег стекали с обуви горожан и не загрязняли салон, а сами пассажиры не скользили при передвижении по салону. Хотя на практике реечный пол играл ещё одну важную роль – помогал знакомиться. Нередко дам, «случайно» зацепившихся каблуком за неровный пол, ловили потенциальные кавалеры.

 

Большую службу сослужили трамваи жителям осажденного Ленинграда в военное время. Говоря о блокадном, фронтовом, трамвае, подразумевают именно эту модель.  В годы блокады вагоны ЛМ-33 задействовали для перевозки раненых, для чего трамваи были переоборудованы в санитарные.

 

«Ленинградские магистрали», 24 марта 1979 г. Рассказывает Татьяна Ивановна Борисова, вагоновожатая, приёмщица вагонов парка Кировского района

 

 

В послевоенные годы появились новые модели на базе бывших «Американок» – ЛМ-47 и позднее ЛМ-49. Следующая за «Американкой» модель за грузную фигуру и покатые формы получила прозвище «Слон». Кстати, в этом году «Слонам» исполняется 70 лет.

 

 

«Американки» ходили в Ленинграде в трёх вариантах окраски: вишнёвый, красный и цвета морской волны. Различия объяснялись различным временным периодом, а также принадлежностью вагона к определенному парку.

 

 

За 46 лет ЛМ-33 так полюбился ленинградцам, что было решено организовать его прощальный рейс. Он состоялся 18 марта, в воскресенье. День выдался солнечным, но морозным, однако на остановках был многолюдно – многие пассажиры специально пришли проводить на заслуженный отдых своего старинного легендарного друга. К этому дню рабочие ЗРГЭТ придали двум вагонам серии ЛМ-33 тот вид, который они имели 45 лет назад в самом начале эксплуатации: окрасили в вишнёвый  цвет и оттенили по старинке номера вагонов: 4275 и 4454.

 

«Ленинградские магистрали», 24 марта 1979 г.

 

Трамвайный поезд, который 18 марта 1979 года вышел в последний пассажирский рейс, чтобы попрощаться со своими пассажирами, можно и сегодня встретить в современном Петербурге. Теперь он встречает посетителей Музея городского электрического транспорта уже в качестве главного экспоната. А в дни городских праздников «Американку» вновь можно видеть на петербургских магистралях – во время парадов и выставок ретротранспорта любимый трамвай непременно находится в центре внимания.

Предыдущая новость
Следующая новость