В день 75-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Блокадная («Центральная») тяговая подстанция на набережной Фонтанки открыла двери для посетителей. Здесь разместилась историческая экспозиция, подготовленная Большим Санкт-Петербургским государственным цирком при содействии Горэлектротранса. 27 января первыми посетителями новой выставки «Сквозь пелену времени» стали ветераны ГЭТ.
Фоторепортаж:
Часть выставочного пространства посвятили работе трамвая в блокадном Ленинграде. Трамвайную экспозицию составили экспонаты, дающие представление об организации трамвайного движения, о трудовых буднях работников Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома. В одном из помещений реконструировали рабочее место электромонтёра тяговой подстанции, разместили карты, схемы и архивные фотографии Энергослужбы ТТУЛ блокадных лет.
Ещё одна тема – трудовой подвиг артистов цирка, в тяжёлые блокадные годы даривших радость жителям невской твердыни и защитникам осаждённого города – бойцам Ленинградского фронта. Неслучайно на схеме трамвайной маршрутной сети в блокадном городе двумя звёздочками отмечена подстанция на Фонтанке и Дом Красной Армии, где готовились и репетировались цирковые номера. Эти адреса соединил трамвай.
О блокадном быте артистов рассказывают фотографии, предметы реквизита, уникальные архивные фотографии и боевые листки. По художественному замыслу они как бы проступают сквозь «пелену времени», которую символизируют бумажные завесы, на которых отпечатались слова и воспоминания артистов о военном времени.
СПРАВКА:
Здание тяговой подстанции № 11 на набережной Фонтанки, 3А, построено в 1931–1933 гг. и представляет собой пример промышленного сооружения периода конструктивизма. Первоначальное название подстанции - «Центральная» - было дано по её расположению в центре города. В честь 25-летия ВЛКСМ в 1943 году подстанция стала называться «Комсомольская Центральная» или просто «Комсомольская», а её штат был укомплектован исключительно комсомольцами.
В годы Великой Отечественной войны тяговая подстанция № 11 выполняла свои функции наряду с другими почти 20 подстанциями. Чтобы техническая и служебная информация не была доступна неприятелю, все монтажные и оперативные схемы на подстанциях были изъяты, сняты все пояснительные надписи и плакаты, закрашены номера, что значительно усложняло работу обслуживающего персонала. В ноябре 1941 г. «Центральная» была повреждена взрывными волнами фугасных авиабомб. Но некоторые другие городские подстанции пострадали ещё сильнее, поэтому весной 1942 г. «Центральная» была введена в строй одной из первых.
«Центральная» была одной из трёх подстанций, через которые 8 марта 1942 г. был дан ток в сеть для возобновления грузового трамвайного движения после тяжелейшей первой блокадной зимы 1941–1942 гг. Эта тяговая подстанция обслуживала центральную часть города, движение трамвая по Невскому и Литейному проспектам и другим центральным улицам осаждённого Ленинграда.
Спустя месяц, 15 апреля 1942 года, в числе 6-ти тяговых подстанций она обеспечила возобновление пассажирского трамвайного движения. Из пяти запущенных маршрутов для трёх - №№ 3, 7 и 9 - подавала ток на значительном протяжении именно «Центральная».
Фронтовой трамвай на «Улице жизни»
Работники Горэлектротранса возложили цветы на Пискарёвском кладбище в память о подвиге своих коллег
Блокадные воспоминания ветерана Горэлектротранса вошли в архив Президентской библиотеки
«Для него трамвай всегда оставался главным делом жизни». Интервью с внучкой Михаила Сороки
Ветераны и блокадники проехали на трамвае по историческим местам