Вторая молодость троллейбуса: 21 октября он отмечает день рождения. Новый вид транспорта – «безрельсовый трамвай» - вышел на улицы города в 1936 году, и сразу полюбился жителям Северной столицы. На протяжении всех 82 лет троллейбус активно участвовал в жизни города, подтверждая свою надёжность и маневренность. А в наши дни петербуржцы стали свидетелями развития нового вида транспорта. На смену классическому троллейбусу приходят электробусы с динамической подзарядкой (троллейбусы с увеличенным автономным ходом).
Преимущества троллейбуса ленинградцы оценили в день его рождения. Плавность хода и комфорт сразу стали отличительной чертой и фирменным знаком нового вида транспорта. Неслучайно в первые дни запуска троллейбусного движения в Ленинграде наблюдался настоящий бум – очереди из желающих прокатиться на новеньких нарядных машинах с мягкими сиденьями и занавесками приходилось регулировать с помощью стражей порядка.
Во время блокады на первый план вышли ещё одни преимущества троллейбуса – скорость и грузоподъёмность, благодаря которым машины планировалось задействовать для перевозки грузов в осаждённый Ленинград по льду Ладожского озера. Для этого в лёд предлагалось вморозить опоры под контактную сеть, а на середине Ладоги поставить передвижную подстанцию. Однако синоптики спрогнозировали на 42-й год более тёплую зиму, поэтому людьми и техникой было решено не рисковать. К тому же началась подготовка операции «Искра» по прорыву блокады, в связи с чем необходимость троллейбусной «ладожской» линии впоследствии отпала.
Свои технические возможности троллейбус наглядно продемонстрировал и в 80-е годы, когда в Ленинграде начало широко развиваться жилищное строительство. Окраины города стремительно разрастались, и чтобы обеспечить возрастающие потребности в пассажироперевозках, специалисты Трамвайно-троллейбусного управления разработали троллейбусные поезда. С 1982 по 1991 год было изготовлено 119 таких поездов, на смену которым со временем пришли троллейбусы-«гармошки».
Последние два года троллейбусное движение в Петербурге получило новый импульс развития. В 2017 - 2018 гг. закуплены 115 электробусов с динамической подзарядкой (троллейбусов с увеличенным автономным ходом). Петербург стал первым городом в России, который использовал преимущества автономного хода, сразу развивая маршрутную сеть, тогда как в других городах такие машины пока обслуживают только единичные маршруты.
Менее чем за год, прошедший с момента запуска 12 декабря 2017 года первого маршрута электробуса с динамической подзарядкой, инновационный транспорт стал уже привычным и знакомым пассажирам. Так, в апреле возможности автономного хода впервые в Петербурге были использованы для запуска временного маршрута № 12 на период ремонта трамвайных путей на проспекте Авиаконструкторов. В мае выход электробусов с динамической подзарядкой на 17-й маршрут позволил освободить от контактной сети Казанский собор. А 1 октября троллейбус № 17 ускорился благодаря спрямлению трассы: теперь электробусы выезжают по Казанской улице на Гороховую без заезда в переулок Тюленина, а первая обязательная остановка перенесена с Казанской площади к Воронихинскому скверу.
Пригодились возможности автономного хода и летом, когда из-за дорожных работ закрывался Невский проспект. Электробусы с динамической подзарядкой везли пассажиров в объезд троллейбусной контактной сети по улицам, параллельным главной магистрали города.
С учётом семи маршрутов электробусов, на сегодняшний день в Северной столице действуют 47 троллейбусных маршрутов, которыми в среднем пользуются почти полмиллиона пассажиров в день. Маршрутная сеть насчитывает более пятисот километров, парк предприятия состоит почти из семисот единиц подвижного состава, на линиях работают свыше полутора тысяч водителей. Перевозки обеспечивают три троллейбусных и один Совмещённый трамвайно-троллейбусный парк.
В наши дни троллейбусное движение благодаря развитию технологий переживает второе рождение. Очень ёмко сказал об этом водитель Троллейбусного парка № 3 Андрей Глухов - во время запуска обновлённого маршрута № 43, на который вышли электробусы с динамической подзарядкой: «Приятно быть первопроходцем! За электробусами – будущее!»