Обычная версия сайта

Люди хотят чистоты

30 декабря 2016

Наибольшее увеличение объёма пассажирских перевозок  за последние пять лет, расширение маршрутной сети, возвращение трамвая на Троицкий мост, возобновление работы Василеостровского трамвайного парка... Петербург подхватил мировую тенденцию по развитию ГЭТ. В Год экологии, которым объявлен 2017-й, на предприятии также надеются продолжать работу по внедрению техники нового поколения. Об итогах 2016 года и планах на будущее рассказывает директор Горэлектротранса Василий Остряков.

 

Внимание – пассажиру

 

- Василий Андреевич, каким выдался для  городского электротранспорта 2016 год?

 

- Наша главная задача - обеспечивать безопасное, быстрое, удобное перемещение по Санкт-Петербургу. Общими усилиями нам удалось достичь наибольшего за последнюю пятилетку прироста пассажиропотока: почти на 2% относительно прошлого года  (в 2012-2015 гг. этот показатель  варьировался от 0,3 до 0,6%).   То есть у электротранспорта есть потенциал даже на фоне общегородской тенденции сокращения пассажиропотока. Это важно, поскольку предприятие  обеспечивает себя  на 50%, остальные средства выплачиваются в виде субсидий. Ещё по основным показателям работы отмечу снижение количества жалоб и ДТП.

 

Необходимо развивать присутствие в городе нашего удобного и любимого петербуржцами  транспорта. Мы открыли новый  троллейбусный маршрут №44, впервые за 10 лет возобновилось линейное движение  по Троицкому мосту, по которому поехала знаменитая  «тройка».

 

- Работу «шестого» трамвая по обе стороны закрытого на ремонт Тучкова моста также удалось сохранить. Как готовили предприятие, по сути, к спасению Васильевского острова от транспортной блокады?

 

- Нам стоило немалых усилий ещё доказать, что эту работу нужно доверить именно Горэлектротрансу. Никакой другой наземный транспорт не может сравниться с возможностями трамваев - их вместимостью и скоростью. В случае иного решения жители целого района просто лишились бы трамвайного сообщения.

 

Программа подготовки состояла из трёх важных аспектов – закупка подвижного состава, приспособленного для работы  без разворотных колец; организация выпуска из Василеостровского трампарка; укладка трамвайных съездов. Организация движения оправдала себя. Именно в этой работе ожидались сложности, но как раз по ней серьёзных проблем нет. Были определённые недостатки. В первую очередь, они касались подвижного  состава. Эти вопросы  решались напрямую с производителями.  Также есть особенности, связанные с организацией работы депо, но с этим мы тоже справимся. 

 

- Что нового электротранспорт  Петербурга предлагает своим пассажирам, стал ли он удобнее и комфортнее за год?

 

- Транспорт современного мегаполиса обязан успевать за новыми технологиями, призванными упростить многие процессы. Мы начали тестировать систему оплаты проезда с помощью QR-кода и бесплатный Wi-Fi. На 47-м троллейбусном маршруте тестируем электронную систему учёта пассажиропотока, которая, кроме того, позволяет водителю контролировать оплату проезда, а пассажирам - купить билет без участия кондуктора. Стартовала программа по оснащению подвижного состава видеорегистраторами, фиксирующими ситуацию в салоне, что поможет дополнительно обезопасить пассажиров при посадке-высадке. Ещё одна маленькая радость для пассажиров – USB-разъёмы для зарядки мобильных устройств, которые благодаря нашим специалистам начали появляться в трамваях.

 

Ренессанс ЭКОтранспорта

 

- Трамвай №3 вернулся на историческую трассу – через всю Садовую улицу и Троицкий мост. Значит ли это, что в дискуссии относительно приоритета электротранспорта город занял чёткую позицию?

 

- Общемировая тенденция развития электротранспорта, особенно трамвая, имеет поддержку и в Петербурге. Решение по «тройке» - наглядный тому пример. Новые технологии дали трамваю ещё массу преимуществ и сделали его самым желанным транспортом в городах. Инновационные решения укладки рельсов и конструкции тележек позволяют рельсовому транспорту быть бесшумным, плавным. Трамвай стал большим, просторным, он может варьироваться по своей длине. Появились новые возможности по комфортной перевозке маломобильных пассажиров.

 

Пока движение другого транспорта на маршруте «тройки»  в целом не подчинено приоритету трамвайного движения. Но мы видим, что этот вопрос двигается,  готовятся дальнейшие изменения в организацию движения, чтобы дать развитие трамваю.

 

- Среди значимых объективных преимуществ электротранспорта - экологичность. Какие предпосылки к его развитию показал второй инновационный форум «SmartTRANSPORT»?

 

- Самое серьёзное и интересное, что было представлено на форуме – это водородная батарея, топливный элемент, который может применяться как источник питания для трамвая и троллейбуса. Наличие на выставке только этого новшества делает её суперзначимой. Было подписано четырёхстороннее соглашение между Горэлектротрансом, производителями трамваев, топливного элемента и привода. Думаю, что дата подписания этого соглашения может остаться в истории. Если мы когда-нибудь действительно перейдём на источники питания от водорода, то это изменит мир в целом. 

 

- 2016 год прошёл под знаком 80-летия петербургского троллейбуса. Обычно благодаря осмыслению пройденного пути юбилейная дата становится ещё и точкой роста. Каким будет «завтрашний день» нашего троллейбуса?

 

- Это очень существенная и значимая дата. Может быть, в чём-то благодаря юбилею, хотя, конечно,  больше это связано с желанием развивать экологический транспорт губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко согласовал  выделение 2 млрд рублей на закупку троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Много высказывается мнений, где лучше применять этот подвижной состав. Я думаю, что надо продлевать действующие маршруты, потому что очень важно привести в новые районы именно экологичный транспорт, а не загрязнять его автобусами и «Газелями». Люди хотят чистоты. Покупая квартиру в спальном районе, они надеются дышать чистым воздухом.

 

Народный юбилей

 

- Юбилей троллейбуса стал по-настоящему народным праздником, почему? 

 

- Мы устроили большую выставку возле Зимнего дворца, чтобы люди ощутили себя вместе со своим любимым транспортом в центре внимания. Дворцовая площадь для народного транспорта – очень важный посыл. И то, что это поддержал директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский говорит о том, что наш транспорт любят представители всех профессий и должностей.

 

Коллеги из Москвы прислали для участия в выставке старинный троллейбус,  а  на самом празднике побывал директор Мосгортранса. По собственному желанию приехали  руководители московских парков. Гости из Белоруссии привезли электробус. На Дворцовой площади можно было посмотреть, какими были троллейбусы в начале своей истории и какими они стали сегодня.

 

- А сами петербуржцы как приветствовали юбиляра?

 

- Радует, что вместе с горожанами на Дворцовую площадь со своими семьями приходили наши бывшие и нынешние работники, рассказывали о своей профессии. Им самим было интересно - несмотря на то, что они каждый день занимаются этим делом, знают этот транспорт «изнутри».

 

Кстати, основой для праздничной эмблемы 80-летия послужила работа, присланная на конкурс «Трамваи и троллейбусы в городе на Неве». Это тоже во многом знаковый посыл: подрастающее поколение активно участвует в формировании представления о городском транспорте.

 

Наши

 

- В честь юбилея Петербург впервые принимал Всероссийский конкурс водителей троллейбуса. Какой уровень показали наши водители?

 

- Конкурс проводится с 1973 года, и ни разу он не проходил у нас. Это накладывало определённые обязательства. Впоследствии замминистра транспорта Николай Анатольевич Асаул отметил высокий уровень организации. В интернете шла прямая трансляция конкурса, также за ним следили на форуме «SmartTRANSPORT».

 

К нам приехали 42 представителя из 39 городов. Наши водители вошли в пятёрку лидеров, заняв второе и четвёртое места, что  говорит о справедливости судейства. Судили по новой технологии, где скорость исполнения не была приоритетным критерием, на первом месте стояло качество обслуживания пассажиров. Впервые на всероссийском уровне оценивалась плавность вождения, знакомая нашим водителям по городской номинации «Не урони бабушку». Это правильно, поскольку мастерство водителя должно быть нацелено на конкретный результат – удобство и удовольствие пассажиров. 

 

- Как в этом году проходила работа по улучшению условий и организации труда сотрудников предприятия?

 

- Улучшение условий труда - наша общая политика. Как пример можно привести возобновление работы депо на Васильевском острове, где мы восстанавливали раздевалки, туалеты, душевые. Бывают, конечно, курьёзы, когда кафель положат, а  об элементарных  мыльницах и крючках  для одежды забудут. В нашей жизни пока ещё много косности, оставшейся с советских времён. В том числе и поэтому мы начали обучение бережливому производству по общей теме «Менеджмент качества». Это трёхлетняя программа, которая охватывает всех руководителей – от директора до мастера. Занятия проводит признанный эксперт в этой области, американский специалист Майкл Вейдер. От внедрения новых технологий мы ожидаем экономии средств, правильной организации труда и создания таких условий, при которых люди будут работать с удовольствием.

 

Непрерывное движение

 

- Горэлектротранс активно выступает за то, чтобы в основе обеспечивающей транспортной сети лежала инфраструктура ГЭТ. Что ещё должна учесть новая транспортная Стратегия-2030?

 

- Наши предложения делятся на те, которые не требуют больших финансовых и временных затрат, и на предложения, связанные с организацией федеральных программ, где без затрат уже не обойтись.

 

Общественный транспорт должен быть доступным, поэтому стоимость проезда регулируется. При таких условиях государство должно иметь обязанность восполнять перевозчикам недополученные доходы, но на сегодняшний день её нет. Среди других предложений - выстроить эффективную систему контроля оплаты проезда; исключить «дикий запад» на пассажирских перевозках и ликвидировать избыточное дублирование маршрутов зависимого от инфраструктуры электротранспорта; предусмотреть особые условия оплаты электроэнергии в соответствии с социальным уровнем цен; позволить ГЭТ строиться в непосредственной близости от жилых домов и даже внутри строений. Вот пять положений для внесения в Стратегию, которые не требуют денег. Плюс программы развития производителей, особенно тех, которые делают современную технику, программы обновления подвижного состава, энергохозяйства.  Государство должно быть в этом заинтересовано, это даёт огромную экономию потребления электроэнергии.

 

- С какими  задачами Горэлектротранс вступает в новый год?

 

- В следующем году встречаем 110-летие трамвайного движения в нашем городе. Мы уже вышли с предложением провести в Петербурге Всероссийский конкурс водителей трамвая.

 

2017-й – это ещё и год Кубка конфедераций, по выделенной линии на Савушкина пройдёт подвозной маршрут к стадиону.

 

Мы продолжим заниматься  депо на Васильевском острове; вовсю будет развёрнута работа по концессионному соглашению в Красногвардейском районе; при капитальном  ремонте вагонов ЛВС-86 ставится задача  максимально повысить удобство трамваев, чтобы наши пассажиры чувствовали себя уютно и комфортно.

 

Но главная задача, которую предстоит решать в Год экологии - подготовка к эксплуатации троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

 

- В преддверии Нового года Вы всегда находите особые слова для работников предприятия. Что пожелаете транспортникам  на 2017 год?

 

- Мне вспоминаются слова из песни Вячеслава Добрынина: «Так будьте счастливы, друзья мои, пусть будут ясными все ваши дни, пусть ваши чувства будут сильными, дела красивыми, сердца достойными любви!» Как же это важно для всех!

Предыдущая новость
Следующая новость