Обычная версия сайта

Привычный, любимый, электрический! Петербургский трамвай отмечает день рождения

29 сентября 2015

Петербургский трамвай сегодня – это почти 500 километров трамвайных путей, 5 трамвайных парков и 1 совмещённый трамвайно-троллейбусный парк. Это 780 вагонов, в том числе новейший и суперсовременный подвижной состав. Это инновационные решения, позволяющие сделать поездку на трамвае наиболее быстрой, комфортной и безопасной.  А самое главное – это более 11 тысяч профессионалов, обеспечивающих бесперебойную работу электротранспорта в нашем городе. А начиналось всё 29 сентября 1907 года по новому стилю, когда в столице Российской империи пошёл первый пассажирский электрический трамвай. Сегодня любимый вид транспорта петербуржцев отмечает 108-й день рождения!

 

Первые опыты по испытанию двухэтажного коночного вагона, работающего при помощи электричества, изобретатель трамвая Фёдор Аполлонович Пироцкий провёл ещё в 1880 году – именно в Петербурге. Уже через 10 лет трамвай функционировал в 13 городах державы. Однако в столице империи его развитие затянулось почти на 30 лет из-за противодействия Акционерного общества конно-железных дорог, чьи экономические интересы ущемлялись. Поэтому день запуска трамвая стал для петербуржцев настоящим праздником. Для столицы Российской империи закупили 190 вагонов английской фирмы «Brush». Впервые они вышли из ворот Василеостровского трамвайного парка, где сейчас располагается Музей городского электрического транспорта. Первый трамвайный маршрут №4 был довольно коротким – он проходил от 8-й линии Васильевского острова через Благовещенский мост до Главного штаба. Однако вскоре трамваи пошли и по Невскому проспекту, трамвайная сеть начала стремительно развиваться. Уже к 1908 году общая протяженность маршрутов составила 58 км двойного пути. К 1914 году трамвай ходил уже почти по всем основным улицам города: он появился на Лиговском проспекте, набережной Обводного канала, улицах Восстания, Кирочной, Захарьевской, Шпалерной, Тверской, Некрасова и других. А начало трамвайного движения в Петербурге увековечила памятная доска и фрагмент трамвайных рельсов, расположенные на тротуаре Адмиралтейского проспекта напротив дома №6, где пролегала первая трамвайная линия.

 

Трамвай с самого начала завоевал особое расположение петербуржцев, многие поколения которых с тех пор пытаются разгадать его магию. Прогулки на трамвае по улицам Ленинграда - Петербурга остаются одним из самых ярких семейных воспоминаний для миллионов детей. Трамвай стал не просто видом транспорта, а частью городского культурного пейзажа, символом технического прогресса и благополучия городской жизни. Трамвай по праву занял достойное место в ряду таких знаковых изобретений, как цветное телевидение, радио, парашют и многих других.

 

Особую роль электрический транспорт сыграл в истории осаждённого Ленинграда. Трамваи перевозили воинские подразделения, раненых, снаряды, технику, вооружение, активно использовались при эвакуации городского имущества. А для пассажиров-ленинградцев  действующий трамвай был символом будущей победы, он вселял уверенность в то, что город обязательно выстоит. Трамвайное движение отсутствовало в Ленинграде всего 4 месяца – с 8 декабря 41-го. А уже утром 15 апреля 1942 года ленинградцы вновь услышали долгожданный звонок пассажирского трамвая. Завидев его, люди плакали, становились на колени, крестились. Показательно, что фашисты пришли в ярость, узнав, что в блокированном городе возобновилось трамвайное движение. Гитлеровский генерал Томашка отдал приказ нанести на артиллерийские карты новые цели – трампарки и трамвайные остановки на людных перекрёстках. За время блокады было зарегистрировано свыше полутора тысяч непосредственных попаданий снарядов и бомб в объекты трамвайной инфраструктуры. Было разрушено свыше 450 километров трамвайной контактной сети, 40 километров кабельной сети, 64 километра контактной сети троллейбуса, свыше тысячи вагонов и 25 зданий Трамвайно-троллейбусного управления. За время осады Ленинграда от бомбардировок и артобстрелов на рабочих местах было убито 77 работников ТТУ, ранено – 168 человек, контужено – 106. Пропал без вести 71 человек. Бессмертный подвиг ленинградских трамвайщиков, их вклад в Великую Победу  никогда не будет забыт.

 

Конец 1980-х годов для ленинградского трамвая ознаменовался сразу двумя достижениями, достойными Книги рекордов Гиннесса. Ленинград стал городом с самой большой длиной путей – свыше 600 километров – расстояние до Москвы. В 1989-м в нашем городе был построен самый длинный вагон – 31 метр 30 сантиметров. ЛВС-89 так и остался в единственном экземпляре. Первые годы работал на 53 маршруте – ходил от Конюшенной площади до Суздальского проспекта, потом на других линиях третьего трамвайного парка. Сегодня вагон-великан занял своё достойное место в Музее городского электрического транспорта.

 

С развитием технологий трамвай становится всё более востребованным, а его преимущества - всё более явными. Среди них - не только отсутствие выхлопных газов, но и большие возможности по перевозке  пассажиров. Благодаря вместимости салона они в любое время суток могут рассчитывать на комфортную поездку. А новые технологии укладки путей и современный подвижной состав освобождают городскую среду от лишнего шума и вибраций. Да и спасти современные города от пробок – тоже под силу только рельсовому транспорту. Трамваи, курсирующие по обособленному полотну или выделенным путям,  не зависят от средней скорости потока и доставляют пассажиров к месту назначения быстрее любого другого наземного  транспорта.

 

Благодаря всему этому, а также своей исключительной и богатой истории трамвай был, есть и будет любим петербуржцами.

 

С днём рождения, петербургский трамвай! Привычный, любимый, электрический.

Предыдущая новость
Следующая новость