Обычная версия сайта

Эволюцию систем оплаты проезда продемонстрировали в Троллейбусном парке № 3

17 августа 2015

Два троллейбуса – две эпохи. В Троллейбусном парке № 3 показали развитие систем оплаты на электрическом транспорте Ленинграда-Петербурга. В троллейбусе маршрута №5 проезд теперь можно оплачивать банковской картой при помощи современной системы бесконтактных платежей. Вместе с новейшими технологиями журналистам был показан исторический срез: как развивались системы оплаты проезда в Ленинграде. В троллейбусе-«ветеране» ЗиУ-9Б были представлены кассы, при помощи которых пассажиры платили за проезд в Ленинграде во второй половине XX века.  За пятьдесят лет своего существования кассы в электрическом транспорте эволюционировали, чтобы полностью исчезнуть на исходе тысячелетия.

Самые первые кассы в троллейбусах и трамваях начали появляться в 1958 году, когда было принято решение перейти на бескондукторное обслуживание. Пассажир должен был опустить деньги в кассу и взять себе билет. После деноминации 1961-го года в один вагон ставилось по две кассы – для «старых» денег и для «новых».

В начале 70-х годов кассы видоизменились: стали выглядеть более стильно и современно на тот момент. Внутри касс находилась кассета с мешочком на замке, куда попадали монеты. Поездка пассажира на трамвае стоила три копейки – для этого надо было оторвать себе один билет. Провоз багажа обходился в 10 копеек (требовалось купить три билета).

В кассах внутри троллейбусов и трамваев продавались билеты. Их не нужно было пробивать. Если в салоне появлялся контролёр, то он сверял номера кассы и билетов. Предусмотрительные пассажиры заранее покупали не билеты, а талоны. Их продавали пачками - «книжечками» или «гармошечками» в киосках «Союзпечати» и непосредственно у водителя. Проезд считался оплаченным, когда пассажир пробивал талон в компостере. Эти устройства работали по принципу дырокола, оставляя уникальный узор из пробитых дырочек. Проезд на трамвае стоил 3 копейки, на троллейбусе – 4, а на автобусе – 5 копеек. Трамвай считался самым экономичным видом транспорта.

«Отсутствие кондуктора объяснялось общей идеологией в стране», - объясняет принцип действия касс реставратор Музея городского электрического транспорта Алексей Гонтарев: «Не оплатить проезд считалось постыдным. Если кто-то не брал билет, заходя в салон троллейбуса или трамвая, то такому пассажиру точно бы сделали замечание».

Кассы устанавливались до середины 80-х годов, после чего они исчезли из салонов трамваев и троллейбусов. В Санкт-Петербурге компостеры завершили своё существование в конце 90-х годов, когда в трамваи и троллейбусы вернулись кондукторы. Впрочем, компостеры, аналогичные ленинградским, до сих пор используются в некоторых странах СНГ.

Сейчас ретросистемы оплаты проезда – кассы и компостеры – собраны в Музее городского электрического транспорта на Васильевском острове. А некоторые старинные билеты и талоны принесли в коллекцию сами жители города на Неве.

 

Посмотреть фотографии ретро-автобуса и старинных касс можно в официальной группе СПб ГУП «Горэлектротранс» в соцсети «ВКонтакте», а также в соответствующем фотоальбоме на сайте предприятия.

Предыдущая новость
Следующая новость