Обычная версия сайта

Салон трамвая №40 стал поэтическим салоном

03 июля 2015

Вагон в ретро стиле, который проследовал сегодня по сороковому маршруту, стал  поэтической площадкой XII Международного литературного фестиваля «Петербургские мосты». Финалисты конкурса «Заблудившийся трамвай», проходящего в рамках фестиваля, читали стихи, которые смогли оценить пассажиры. Название конкурсу, а теперь и необычной поездке, дало стихотворение Николая Гумилева «Заблудившийся трамвай». Кстати, трасса маршрута №40 пролегает по Васильевскому острову, где в свое время жил Николай Гумилев.

 

Свои произведения пассажирам представили финалисты из Петербурга, Москвы, легендарных подмосковных Петушков, Казани, других российских городов, а также из Польши и Израиля. Пассажиры, неожиданно для себя ставшие участниками литературного рейса, встречали стихи аплодисментами. Практически у всех поэтов – участников конкурса трамвай и троллейбус занимают в творчестве особое место, являясь источником вдохновения и творческих идей.

 

«Наземный электрический транспорт Петербурга, и, в первую очередь, трамвай – это огромный пласт истории  города, его своеобразный genius loci  - гений места, дух-покровитель, часть его души, - говорит финалист конкурса, петербурженка Екатерина Полянская, член Союза писателей России, которая прочла в трамвае стихотворение «Троллейбус» из сборника «Воин в поле одинокий». - Это истинно петербургский вид транспорта, и город без него не представим. Те, кто любят Петербург, кто пишет о нём, не могут не писать и о петербургских трамваях и троллейбусах.  Поэтому неудивительно, что у многих петербургских поэтов есть прекрасные стихи, которые без электрического транспорта просто бы не родились. Без петербургского трамвая, троллейбуса, не было бы и многих моих стихов».

 

Особое значение электрического транспорта для культуры подчеркнула и московский финалист конкурса «Заблудившийся трамвай», поэтесса Ольга Аникина: «Трамвай и троллейбус, как и весь транспорт в целом - это дорога. Если вспомнить немецких романтиков 19 века, в их творчестве присутствовала тема странствий, путешествий. А если заглянуть ещё дальше вглубь веков, можно вспомнить о приключениях Одиссея. Перемена места, смена картинки, нестабильность – это именно то, что стабилизирует поэта. Поэзия живёт в мире, который постоянно изменяется и течёт. А гумилёвский заблудившийся трамвай – это первая семантическая веха в последующей трамвайной поэтической эпопее».

 

«Диалектическим символом развития» назвал трамвай и троллейбус Андрей Щербак-Жуков - поэт, прозаик, член Союза писателей России. В «литературном» трамвае он прочёл своё стихотворение «Трамвайная трилогия, или двадцать лет спустя». «Поездка на электрическом транспорте непременно наводит на философские размышления, она рождает приключения духа, - рассказал Андрей Щербак-Жуков. - Именно поэтому тема трамвая и троллейбуса занимает в моём творчестве особое место».

 

В свою очередь, музыкант Александр Джигит исполнил песню на слова ленинградского-петербургского поэта Геннадия Григорьева «Катание на тройке»: «И там, где трамвайная ветка внезапно замкнется кольцом, начало двадцатого века внезапно сомкнется с концом…».

 

Добавим, что для литературного рейса выбрали линейный вагон конца прошлого века, который недавно прошел модернизацию. Обновленный трамвай напоминает обликом  «Стилягу» - самый комфортный и красивый ленинградский вагон конца 50-х годов. Необычный трамвай, символизирующий связь времен и объединяющий ленинградских-петербургских пассажиров,  занял своё достойное место не только в панораме  исторического Петербурга, но и в культурной жизни города, что наглядно продемонстрировали финалисты конкурса «Заблудившийся трамвай».


Фоторепортаж из «литературного трамвая» можно посмотреть в группе СПб ГУП «Горэлектротранс» в соцсети «ВКонтакте», а также в соответствующем фотоальбоме на сайте предприятия.

Предыдущая новость
Следующая новость