Обычная версия сайта

Выставка к 107-летию петербургского трамвая

29 сентября 2014

В Музее городского электрического транспорта открылась выставка редких книг и альбомов, предоставленных Центральным архивом «Горэлектротранса». Среди них – уникальные проекты трамвайного движения на Невском проспекте, а также литература, возможно, принадлежавшая библиотеке самого Графтио. Посетить экспозицию можно до 29 октября.

 

В честь 107-летия петербургского трамвая публикуем мифы и легенды петербургского трамвая

Петербургский трамвай с самого начала завоевал особое расположение горожан. Он стал не просто видом транспорта, а частью городского культурного пейзажа. В день рождения трамвая уместно вспомнить некоторые факты и мифы.

 

Конка, прощай
Почти полвека по улицам Петербурга передвигались конные трамваи. Но то, что в середине 19 века казалось свидетельством прогресса, в начале 20 воспринималось иначе. «Конка, догони цыпленка», - шутили горожане. А газеты того времени публиковали карикатуры с изображением заплаканной коночной клячи. Мол, столько лет служила, а теперь гонят вон.

 

Трамвай с графским достоинством Пуск петербургского трамвая стал событием поистине всероссийским. Конечная станция в нескольких шагах от Зимнего дворца, молебен, присутствие членов императорской семьи. А вот в народе быстро распространился слух, что первым вагоном управлял не кто-нибудь, а целый граф! Причем, похоже, иностранец.
Строителем петербургского трамвая был Генрих Графтио, он же должен был встать за контроллер во время первого рейса. Необычную для русского уха фамилию быстро переиначили: «Граф Тио». Однако, как рассказали специалисты Архива ГУП «Горэлектротранс», Графтио опоздал, и поехал только во втором вагоне. Впоследствии инженер занимался строительством российских и советских электростанций и даже удостоился улицы, названной в его честь. Она расположена в Петроградском районе.

 

Ленинград - Берлин Фотографии ленинградских трамваев на захваченной немцами части Стрельнинской линии известны. Вагонов таких размеров в Германии в то время не было. А вот после войны появились… Как известно, габариты четырехосного ленинградского трамвая 15 метров на 2,5 метра. Именно такие размеры имел и построенный в мастерских города Гота первый четырехосный трамвай в ГДР. Его собирали из деталей производившихся в то время двухосных трамваев ЕТ54-ЕВ54. Первый и единственный поезд ЕТ-ЕВ-55 на ТDE-BDE-52 был передан в Берлин, однако из-за больших для Германии размеров смог работать только на пригородной линии. Последующие немецкие четырехосники был покороче и поуже ленинградских.

 

Трамвай-рекордсмен
Конец 1980-х для ленинградского трамвая ознаменовался сразу двумя записями в книге рекордов Гиннеса – мировом собрании достижений. Ленинград стал городом с самой большой длиной путей – свыше 600 километров – расстояние до Москвы. В 1989-м в нашем городе был построен самый длинный вагон – 31 метр 30 сантиметров. ЛВС-89 так и остался в единственном экземпляре. Первые годы работал на 53 маршруте – ходил от Конюшенной площади до Суздальского проспекта, потом на других линиях третьего трамвайного парка. Сегодня вагон-великан занял свое достойное место в Музее городского электротранспорта.

 

Из прошлого в будущее
К трамваю в городе на Неве отношение всегда было особое. Только он удостаивался различных, совсем необидных прозвищ, как надежный ежедневный друг и помощник горожан. Так было и в Блокаду…
Трамвай обладал и обладает запоминающейся внешностью, а петербургский отличается еще и системой цветных маршрутных огней. Она появилась в 1908 году для удобства пассажиров и до сих пор не потеряла своей актуальности. Но, безусловно, все эти достоинства, любовь горожан появились не сами по себе, а благодаря труду трамвайщиков. Тех, кто уже 107 лет водит и ремонтирует трамваи, поддерживает в порядке пути, управляет движением. История не просто продолжается, она создается сегодня, трудом каждого. И мифы и легенды об этом тоже складываются сегодня.

 

Грустный юмор
– Как живешь?
– Да как четвертый трамвай…
Достаточно грустный ответ. Продолжительное время четверка связывала нынешний остров Декабристов (тогда Голода й) в Василеостровском районе и Волково кладбище. В общем, по Голодаю, по Голодаю и на Волково… Времена после войны тяжелые были. В те же годы трамваи восьмого маршрута прозвали «веселой вдовой». Шел он через полгорода – от Приморского парка Победы до Оборонной улицы, но на всех участках дублировался другими маршрутами. Работали на восьмерке только одиночные вагоны МС. Вот за эту особенность, редкую для Ленинграда 1950-х, и называли эти трамваи «веселой вдовой». К слову, благодаря этой же особенности, именно на восьмерке впервые в мире 1 декабря 1958 года состоялся первый рейс без кондуктора. Пассажиров было немного, и можно было в спокойном режиме экспериментировать. Народное прозвище восьмого трамвая закреплено сегодня в Музее городского электротранспорта, а на яндекс-картах можно увидеть даже ту самую веселую вдову в трамвае из 1950-х.

Предыдущая новость
Следующая новость