Обычная версия сайта

Троллейбусы в Кронштадте

07 сентября 2014

7 сентября в форте «Константин» прошел фестиваль ретро-техники «Фортуна», в котором уже второй раз принял участие Музей городского электрического транспорта. Экспозиция общественного транспорта была представлена сразу несколькими экспонатами: троллейбус ЯТБ-1, троллейкар КТГ-1, автобусы ЛАЗ 695Н и ЛАЗ-695 «Фестивальный». А для того, чтобы посетители фестиваля смогли проследить связь времён, в Кронштадт также прибыл и современный троллейбус. Хотя тоже необычный: на его бортах размещена социальная реклама проекта «Добрый транспорт».

 

Изюминкой экспозиции стал самый старый на территории бывшего СНГ троллейбус ЯТБ-1, выпущенный в 1936 году. Именно такие машины открывали троллейбусное движение в Ленинграде. Особенность этого троллейбуса – деревянный корпус. В общей сложности на маршрутах нашего города они проработали 27 лет. Затем их сменили более современные модели с полностью металлическим корпусом и модным по тем временам дизайном, перенятым у американских автобусов, привезенных в СССР по ленд-лизу.

Через много лет после списания один из троллейбусов ЯТБ-1 нашли в садоводстве под Зеленогорском, где дачники использовали его в качестве сарая для хранения инструментов. Находка считается действительно сенсационной – это единственная сохранившаяся после списания машина такой модели. Троллейбус пришлось долго восстанавливать, прежде чем он занял место в музейной экспозиции. Его реставрация длилась пять лет.

Ещё один «участник» фестиваля, который пользовался повышенным интересом – киевский троллейкар КТГ-1. Такая машина оборудована сразу и двигателем внутреннего сгорания, и электрическим двигателем. Это позволяет передвигаться по маршрутам без подсоединения к контактной сети. Обычно троллейкары использовались в качестве аварийно-технической помощи и буксировщиков. Но этот экземпляр служил лабораторией в службе «Энергохозяйство», которая следит за контактной сетью. С его помощью определяли высоту подвеса, прожиг провода, напряжение и другие характеристики состояния контактной сети. На фестивале собралась целая очередь из желающих почувствовать себя работником службы «Энергохозяйство» прошлого века. Взрослые и не очень гости фестиваля забирались внутрь стеклянной кабины – рабочего места оператора, через окошки которой раньше осматривали поврежденную контактную сеть.

Представлены были также и два автобуса – отреставрированный ЛАЗ-695Н и ЛАЗ-695 «Фестивальный». Причем «Фестивальный автобус» всего год назад волонтеры доставили с дачного участка в Ленобласти в музей. Соседство уже восстановленной техники и совсем недавно поставленной обратно на колеса дало всем желающим оценить контраст – до и после реставрации. Хотя любопытна и судьба «Фестивального» автобуса. Свое прозвище он получил за важную интернациональную миссию. Дело в том, что большинство новых автобусов, только что сошедших с конвейера Львовского завода, были отправлены в Москву, где в 1957 году проходил Шестой международный фестиваль молодёжи и студентов. А так как у этой модели помимо основных окон стеклянными были ещё и скосы крыши, в таких автобусах гостям столицы было удобнее осматривать высотные достопримечательности Москвы. К середине 60-х годов почти все автобусы первого выпуска уже были списаны, поэтому у историков даже не было надежды найти такую модель львовского автобуса. Однако петербургским любителям транспорта это всё-таки удалось. Не обошлось и без курьёза: хозяева уникального автобуса с радостью согласились передать его в музей, правда, взамен энтузиастам пришлось строить сарай на дачном участке. По рассказам, с середины 60-х годов и вплоть до момента списания, этот автобус служил на Ленфильме – возил актеров на съемки. На сегодняшний день известно лишь о двух сохранившихся «фестивальных» машинах, вторая встречает посетителей музея городского транспорта в Москве.

Кроме пассажирского общественного транспорта, волонтеры Музея городского электрического транспорта показали гостям «ФОРТуны» еще и ретро-автомобиль – Москвич-423 1964 года выпуска. Подобный тип кузова – универсал – как у москвича выпускался на протяжении всего полутора лет, так что такая машина – действительно большая редкость даже в коллекциях автолюбителей.

Предыдущая новость
Следующая новость