Обычная версия сайта

В Горэлектротрансе отмечают день рождения петербургского травмая

27 сентября 2013

Внимание трамваю в своём творчестве уделяли такие известные поэты, как Николай Гумилёв, Вера Инбер, Ольга Берггольц, Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко и многие другие авторы. На смену образу петербургского трамвая начала века, как символа технического прогресса, пришли новые: фронтовой трамвай, кораблик, с которым «никогда не будет кораблекрушенья» (И.Бродский), трамвай-судьба …

 

Постепенно трамвай становится не столько приметой времени, сколько неотъемлемой частью жизни города, надёжным другом горожан, а в поэзии – частью переживания лирического героя, носителем мыслей автора. Таким образом, трамвай выступил не просто явлением технического прогресса, но и взял на себя совершенно неожиданную функцию, став явлением культуры.

 

 

Движение в Петербурге в 1907 году открывали трамваи английского производства марки «Бреш». Первые вагоны, которые стали ходить по городу, были выкрашены в красно-белый цвет и имели большое количество деревянных деталей. С этой конструктивной особенностью связан любопытный факт, который не стоит напрасно списывать на художественный вымысел. Дело в том, что в произведениях некоторых поэтов начала века можно встретить описание трамвая как красно-желтого вместо красно-белого, как раз из-за большого обилия дерева, которое визуально «смягчало» строгую окраску первых трамваев.

 

А вот в фокус внимания поэта Геннадия Григорьева попал даже маршрут – третий:

 

– Куда нам сегодня податься? Где нам от забот отдохнуть?

– Поедем на тройке кататься!

– Ты шутишь, мой милый?

– Ничуть!

 

106-летие петербургского трамвая неслучайно решили отметить «Свиданием с тройкой». Дело в том, что после своего возвращения на Садовую улицу в марте этого года, маршрут №3 сразу вернул себе любовь горожан: за полгода по нему проехало почти семьсот тысяч человек. Поэтому в честь праздника для пассажиров третьего трамвая решили устроить сюрприз: один из его рейсов станет поэтическим. Горожанам прочтут стихи о тройке и о трамваях. Кстати, маршрут №3 является ровесником петербургского трамвая. Первые вагоны пошли по городу 29 сентября 1907 года, а уже в октябре заработал трамвайный маршрут №3. Он проходил по Садовой улице - от площади Тургенева (тогда Покровская площадь) до Невского проспекта. Символично, что трасса воссозданного в этом году маршрута повторяет трассу 1907 года. Несмотря на то, что третий маршрут за свою более чем вековую историю менялся и продлевался, он почти всегда пролегал через Садовую улицу. Представить, как за несколько десятков лет изменился первоначальный маршрут №3, также помогает стихотворение Геннадия Григорьева «Катание на тройке!»:

 

Помчимся в трамвайной упряжке,

с собою не взяв никого,

почти что от берега Пряжки

до самого ЦПКиО!

 

В конце 70-х годов на третьем трамвае, действительно, можно было доехать от площади Репина до кольца на улице Савушкина, а там рукой подать и до ЦПКиО.

 

С начала 90-х годов третий маршрут закрывали и заново открывали несколько раз. Он уходил на север города и в 2003 году снова вернулся в центр, хотя тоже ненадолго: всего на четыре года. Вновь трамвайные звонки на Садовой улице зазвучали этой весной. 1 марта в центре Петербурга появились современные бесшумные двухкабинные трамваи-челноки, которые так понравились петербуржцам, что в конце месяца по просьбам горожан, на маршрут был добавлен четвертый «челнок». Таким трамваям не нужны разворотные кольца: доезжая до съезда, вагоновожатый просто переходит в другую кабину, что занимает полминуты, и отправляется в обратный путь. Подобный принцип управления является хорошим решением для центра города, так как позволяет увеличить частоту движения трамваев и сэкономить место на проезжей части.

 

29 сентября в поэтический рейс линейный трамвай №3 отправится после полудня от первой остановки «Переулок Бринько». Впереди него по третьему маршруту пустят МС-1 (первый советский стальной трамвайный вагон). Такие трамваи работали на «тройке» в конце 20-х годов. 

Предыдущая новость
Следующая новость