Обычная версия сайта

К 80-летию петербургского троллейбуса. Юбилей Троллейбусной службы

04 июля 2016

21 октября троллейбусному движению в нашем городе исполняется 80 лет. В этот день в 1936 году на маршрут от Красной площади (ныне площадь Александра Невского) до площади Труда  вышел новый для ленинградцев транспорт. Знаменательному событию предшествовала большая организационная работа, которая началась ещё в октябре 1935 года, когда президиум Ленсовета принял решение об открытии в городе на Неве троллейбусного движения. Одним из важнейших этапов этого процесса стало создание в составе треста «Лентрамвай» Троллейбусной службы. Она была образована 80 лет назад - 4 июля 1936 года.

 

Троллейбусная служба стоит у истоков начала троллейбусного движения в Ленинграде. Именно этому подразделению «Лентрамвая» - предшественника Трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома (ТТУЛ), а впоследствии и Горэлектротранса – предстояло в короткие сроки решить сложнейшие задачи по запуску в городе нового вида транспорта. Троллейбусная служба занималась подготовкой необходимых кадров: водителей, ремонтных рабочих и кондукторов, а также созданием ремонтной базы. Ленинградцев тем временем заочно знакомили с «безрельсовым трамваем».  

 

«Положительные качества троллейбуса, заимствованные им от трамвая и от автобуса, несомненны, - писала в 1935 году «Ленинградская правда». - Это, во-первых, отсутствие рельсовых путей, во-вторых, возможность посадки пассажиров прямо с тротуара, в-третьих, повышенная скорость (17-18 км в час), в-четвёртых, наконец, плавный и бесшумный ход. Несомненное удобство эксплуатации троллейбуса заключается и в том, что он, в отличие от трамвая, питается током от местных электроцентралей».

 

Интерес горожан к новому виду транспорта был огромен. «В первый день, - вспоминал начальник Трамвайно-троллейбусного управления Л.Л. Фрушкин, - мы с трудом регулировали поток пассажиров». По приблизительным подсчётам, в этот день троллейбусы перевезли в оба конца более 8 тысяч человек.

 

В первое время троллейбусное движение осуществлялось из трампарка им. Смирнова, где специально для этих целей было реконструировано одно из депо. Параллельно Троллейбусная служба занималась вводом в эксплуатацию новых маршрутов, организацией новых методов обслуживания пассажиров, подбором, обучением и расстановкой кадров, а также строительством и оснащением первого в Ленинграде троллейбусного парка на Сызранской улице, который был введён в эксплуатацию в октябре 1940 года.

 

«Жили на вдохновении, на порыве, - вспоминает о том времени один из первых ремонтных работников Ф.П. Сорокин. - Учились с утра до вечера, делились опытом, обменивались мнениями. Всё было ново, интересно. С работы не уходили до позднего вечера. Рядом с нами, рабочими, были конструкторы и инженеры. Никакие обязанности не делили соответственно должностям: выполняли всё, что требовалось для того, чтобы надёжно подготовить троллейбусы к выпуску. Заботились не только о гарантии качества ходовых частей, но и о внешнем виде машин. На участке по хромированию готовили поручни и стойки, которые сверкали зеркальным блеском». 

 

Война и блокада привели к вынужденному прекращению троллейбусного движения и работы троллейбусного хозяйства Ленинграда. С 13 августа 1942 года Служба была законсервирована, а оставшийся персонал распределён между трамвайными предприятиями города, Энергохозяйством и другими подразделениями ТТУЛ. Уже 13 ноября 1943 года решением Ленгорисполкома Троллейбусная служба была открыта вновь. Перед её руководством была поставлена задача — в кратчайший срок возродить в городе троллейбусное движение, развить его на новой современной технической и производственной базе. Предстояло, по сути, заново создать троллейбусное предприятие и укомплектовать его обслуживающий персонал. 24 мая 1944 года троллейбусы вновь пошли по улицам города. Этот незабываемый день описала корреспондент «Ленинградской правды» И. Головань:

 

«Плавно огибая выбоины в асфальте Международного проспекта - следы разрывавшихся здесь снарядов, троллейбус шёл к центру города ярко-красный, сияющий стёклами и никелированными деталями. Весело приветствовала улица эту первую ласточку. Останавливались и улыбались пешеходы, из окон домов что-то приветственно кричали ребятишки. Испытание прошло отлично: ни сеть, ни машина не вызвали ни малейших нареканий. И вчера, ровно в 12 часов по сигналу, поданному начальником Эксплуатационной службы тов. Моргуновым, такая же красная машина, управляемая лучшим водителем тов. Бушуевой, приняла первых пассажиров. Они садились в неё весёлые, оживлённые, немного взволнованные, и все непременно поздравляли водителя».

 

Уже к концу 1946 года Троллейбусная служба могла без посторонней помощи осуществлять все виды ремонта троллейбусных машин, обеспечивая себя всеми сложными деталями и узлами. Служба разработала и осуществила программу развития троллейбусного транспорта на ближайшую перспективу, организовала реконструкцию Троллейбусного парка № 1, строительство двух новых троллейбусных парков и Троллейбусного завода. Параллельно её сотрудники обеспечивали техническую надёжность, безопасность и бесперебойную работу троллейбуса на линии. Специалисты Троллейбусной службы ТТУЛ принимали непосредственное участие в создании и совершенствовании конструкции троллейбусов, в организации и внедрении системы ремонта троллейбусов в парках. Опыт ленинградских транспортников широко использовался во всём Советском Союзе.

 

В начале 1972 года Троллейбусная служба была объединена со Службой подвижного состава ТТУЛ в единую Службу подвижного состава трамвая и троллейбуса (СПС). На этом её самостоятельное существование закончилось, а объём задач и работ СПС существенно возрос. В историю городского транспорта Троллейбусная служба вошла как подразделение, на которое была возложена непосредственная задача по организации и запуску троллейбусного движения в городе на Неве.

Предыдущая новость
Следующая новость