Обычная версия сайта

Живой трамвай блокадного Ленинграда

08 декабря 2015

8 декабря 1941 года – особая дата в истории Ленинграда и Петербурга, в истории электрического транспорта нашего города. В этот день в осаждённом Ленинграде было прервано трамвайное движение. Фашистская блокада лишила город необходимого количества  электроэнергии. Для того чтобы не замерли выполнявшие военные заказы предприятия, чтобы можно было продолжать выпекать хлеб, чтобы работали госпитали и связь, руководству города пришлось пойти на тяжёлый шаг – отключить контактную сеть. 4 месяца спустя, 15 апреля  1942 года, трамваи вернулись на улицы города, возродив тем самым веру и надежду в сердцах ленинградцев.

 

Электрический транспорт сыграл в истории осаждённого Ленинграда особую роль. Трамваи были задействованы при перевозке  воинских подразделений, раненых, снарядов, техники, вооружения, активно использовались при эвакуации городского имущества. А для пассажиров-ленинградцев  действующий трамвай был символом будущей победы. Поэтому остановку трамвайного движения 8 декабря 41-го года они восприняли как личное горе. В великом документе-памятнике  – «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича – есть такие строки: «Город стал пешим. Расстояния обрели реальность. Они измерялись силой своих ног.  Не временем, как раньше – трамвайным временем,  автобусным, - а шагами. Иногда количеством шагов».  Навсегда запомнил 8 декабря 1941 года и начальник ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) Михаил Сорока.

 

«Рано утром тысячи тружеников осаждённого города-фронта, как всегда, устремились к трамвайным остановкам. Но что-то не было видно его на рельсах. А издалека слышался гул орудийной стрельбы.  Люди продолжали терпеливо ждать, надеясь, что вот-вот уловят в этом гуле привычные звуки приближающегося трамвая. А его всё не было и не было. Снежным ковром застелила пурга мостовые. Отчаявшись, люди отправились в путь пешком и кое-где встречали застывшие на рельсах без всяких признаков жизни вагоны, которые выпустили накануне, чтобы промять колею», - вспоминал Михаил Хрисанфович в своей книге «Фронтовой трамвай».

 

Перебои с электроснабжением в обстреливаемом фашистами Ленинграде случались и раньше. Поэтому 8 декабря вагоновожатые продолжали привычно ожидать подачи тока в кабинах своих трамваев. На линию пришлось направить с разъяснениями работников ТТУ, чтобы водители оставили свои боевые посты.  Застывшие, занесённые снегом трамваи на долгих 4 месяца стали привычной частью пейзажа блокадного Ленинграда. Эту страшную картину до сих пор помнит кондуктор трамвайного парка №1 Валентин Григорьевич Кузьминский.

 

«Идём с мамой в «железнодорожный» магазин, к которому были прикреплены наши карточки – располагался он напротив нынешней станции метро «Пушкинская», слева к нему теперь пристроен «Макдоналдс». И вдруг на Загородном  проспекте вижу силуэт ни то комода, застрявшего в трамвайных путях, ни то какое-то сказочное животное сгруппировалось, приготовившись к прыжку, да зацепилось за рельсы. Им оказался трамвайный вагон, который «не добежал» до своего парка – отключили электричество.  А за дело взялись метели и морозы и превратили его в сугроб. Однако от обычного сугроба он отличался тем, что когда его освещало солнышко, он начинал светиться изнутри. И это зрелище прямо завораживало».

 

На улицы Ленинграда пассажирский трамвай вернулся 15 апреля 1942 года. Ленинградцы встречали его как друга, как близкого родственника, как родного после долгой разлуки. Завидев трамвай, люди становились на колени, крестились. Заслышав его долгожданный звонок, ленинградцы не могли сдержать слёз. Авторы «Блокадной книги» приводят воспоминания жительницы Тосно Веры Ивановны Павловой.

 

«Я работала санитаркой в эвакогоспитале №68 на углу Большой Пушкарской. Ни воды, ни света. И вот в такой палате почти умирающие вдруг закричали: «Ребята, победа! Ур-р-р-а! Ур-р-р-а!» И полезли кто как мог к окнам. Оказывается, зазвенел трамвайный звонок и прошёл трамвай, который всю зиму стоял на Большом проспекте. Если бы вы видели, сколько было радости!»

 

Память о тех событиях до сих пор хранят свидетели блокадных дней, ныне – экспонаты Музея городского электрического транспорта. Это легендарные вагоны МС и знаменитые «американки», а также грузовой трамвайный поезд ГМу, пополнивший в честь 70-летия Великой Победы экспозицию музея.

 

Сегодня петербуржцы с особым чувством вспоминают подвиг  работников предприятия, чьим трудом и героизмом  удалось возобновить в осаждённом Ленинграде трамвайное движение. Трамваи военной эпохи не только разделили с ленинградцами тяготы войны и блокады, но и помогли городу выстоять и победить.

Предыдущая новость
Следующая новость